Liga pervih 5 igra

Интервью с главредом

Владимир Машков: "Любить - это желание касаться!"

Владимир Машков: "Любить - это желание касаться!"

Текст: Гаяне Чакмакчян

 

Владимир Машков – удачливый актер, интересный режиссер и сценарист. Всегда притягательный и предельно реалистичный – как в ролях героев, так и антигероев. Интересно, а какой он в жизни? Наверняка отличный собеседник!

Главный редактор журнала «Bellissimo» Ольга Прокудина встретилась с неизменным «мачо» российского кино, чтобы поговорить с ним о детстве в Новокузнецке, тайнах актерской профессии и умении передать наивысшие проявления чувств.

 

«Новокузнецкие врачи спасли мне жизнь!»

 

– Владимир Львович, по какому поводу Вы сегодня в Кузбассе?

 

– Дело в том, что поводов у меня для приезда домой всегда очень много. Здесь столько близких друзей! Кроме того, здесь – могилы моих родителей. Время проходит, но дом – это навсегда. Я воспитан в Новокузнецке. Воспитание детей в таком индустриальном городе – нечто особенное, оно отличается от воспитания в Питере или в Москве. Здесь жизнью правит невероятно тяжелый труд, и все построено на энтузиазме людей.

 

– Новокузнецк дорог Вам именно потому, что Вы здесь выросли?

 

– По дороге в Новокузнецк я сильно заболел в поезде. Меня в бессознательном состоянии и с сильнейшим менингитом отвезли в инфекционную больницу. И я фактически умер бы, если бы не новокузнецкие врачи! Так что в Новокузнецке случилось мое второе рождение. Мне было шесть лет. Я четыре месяца лежал в палате один, ко мне никого не пускали. Двигаться и много думать мне было нельзя, поэтому я рисовал.

Когда меня выпустили, я должен был идти в первый класс, и только благодаря маме, которая со мной занималась, сдал экзамены и прошел сразу во второй класс. С трудом, но меня взяли. Я благодарен врачам Новокузнецка. Если кто-то из них еще жив, передаю им огромное спасибо.

 

«Актер театра кукол сродни Богу»

 

– Я знаю, что большое место в Вашей жизни также занимает Новокузнецкий театр кукол «Сказ»…

 

– Моя мама Наталья Ивановна Никифорова была режиссером театра кукол, а папа Лев Петрович Машков – актером. И вся их жизнь до последнего прошла в театре: они его создавали, а я в нем рос. В школьные годы был монтировщиком сцены (или машинистом), ездил на гастроли, устанавливал декорации, помогал во время спектаклей и т.д. От помощника машиниста под руководством моих мамы и папы я прошел весь путь до актера.

Первый выход на сцену тоже случился в Театре кукол – в качестве актера в пионерском лагере «Солнечный». Там я сыграл небольшую роль, и так как получилось не совсем плохо, мне постепенно давали все больше и больше ролей.

 

– Для ребенка важен первый успех!

 

– Я уже был достаточно взрослым – 16 лет. Я из необычной семьи абсолютных фанатов театра. И театр был основной частью жизни в нашем доме. Когда мы жили на первом этаже в Новокузнецке, на ул. Орджоникидзе, споры дома не заканчивались даже после репетиций. «Ты понимаешь, что Буратино должен… Нужно аккуратнее нести!» А на улице бабушки сидели и говорили: «Актеры!.. Репетируют». Эта творческая атмосфера у нас была всегда.

 

– То есть выбора, чем заниматься, у Вас практически и не было?!

 

Нет, вообще-то я думал о другой профессии. Я серьезно занимался биологией. Для меня театр – не успех и слава, а повседневный труд, это чудовищно тяжело. Театр кукол – это арена детской радости, но она не всегда благодарна: актеры не получают того, что должны получать. Для меня работа актера с куклой сродни божественной комедии, потому что первым кукловодом был Бог. Он создал человека из глины и, наполнив его душой, заставил самостоятельно существовать. Так же и актер театра кукол, наполнившись сам, должен наполнить жизнью куклу. Это невероятное чудо!

Есть разные куклы: петрушечные, тростевые, марионетки, и для их ведения нужны определенная техника и сила. Папа с утра тренировался так: брал два чугунных утюга, ходил и разговаривал, держа их в поднятых руках. Вы попробуйте просто хотя бы долго подержать поднятые руки и поймете, что это такое! Действия актера кукольного театра направлены вверх. И зрители в театре кукол смотрят вверх. Вот это чувство чего-то возвышенного оказывает магическое влияние…

Так вот, когда я собирался сначала поступать на биологический факультет, но думал и о поступлении в театральный институт, мама мне сказала: «Наверное, в театральный ты не поступишь».

 

– Молодец! Она знала, что сказать! (смеется)

 

– Да! И я поехал в Новосибирское театральное училище, причем никогда не думал уезжать куда-то далеко. Но решил попробовать. Моя мама была великим педагогом, всю жизнь работала с детьми и подходила к каждому ребенку индивидуально. Она понимала, что нужно именно для меня. Я развивался очень самостоятельным, мне многое позволяли. Позволяли, доверяя. И я очень чтил это доверие! У меня была небольшая, но отдельная комната. Знаете, с чего начинается уважение к ребенку? Со стука в дверь. Согласитесь, разрушить мир, который строится, можно моментально. И та деликатность, которая была в нашей семье друг к другу, рождала доверие.

 

«Табаков «пропитал» меня своей кровью!»

 

– Почему Вы решили уехать из Сибири в столицу?

 

– Когда я учился в Новосибирске, у меня не было желания рвануть со своего места, мне было очень хорошо. Если бы в Новокузнецке или в Кемерове было театральное училище, то я, бесспорно, учился бы в нем.

Мне действительно повезло, что я всегда работал с очень хорошими режиссерами. Но повезло не потому, что они меня брали, а потому, что я был хорошо обучен в Новосибирске. Три года учился на невероятном курсе В.М. Граната, у нас был очень сильный творческий курс. Впоследствии театр «Глобус» был создан моими сокурсниками. Просто судьба меня забросила чуть дальше, в Москву. Но я могу с полной ответственностью и уверенностью сказать, что любой мой сокурсник мог бы работать в крупных театрах России! Более того, так и происходит. Например, Елена Шевченко, которая училась в Новосибирске, сейчас работает в столице.

 

– Были ли у Вас наставники в Москве?

 

– Олег Табаков «пропитал» меня своей кровью: передача актерской работы – не такое уж простое дело. Для меня он – высшее представление актера, олицетворение дара. У него есть эта фантастическая способность учить. Я считаю, что он – самый лучший театральный педагог в нашей стране и, возможно, в мире. Если посчитать, сколько он воспитал известных актеров… Он умеет точно выбирать, он ответственен и безжалостен к людям без воли.

Задача педагога – научить любить самообразовываться. Это атом, который он передает своим ученикам. Мы все суть московского художественного театра, это система Константина Сергеевича Станиславского, это система общения. Она находится внутри человека, система Станиславского – это система человека. Однако задача педагога – рассказать об этом, объяснить и научить применять знания, использовать рычаги, чтобы управлять собой в предлагаемых обстоятельствах.

 

– Для меня всегда было загадкой, как происходит в работе актера передача эмоций. Как научиться передавать эмоции в нужных обстоятельствах?

 

– Этому не научишь. Эмоция не передается, она должна возникнуть. Каждое чувство мы передаем действием. Можно сыграть действие. Это надо прочувствовать и только своим действием мы сможем выразить эмоцию. Система Станиславского основана на сознательной психотехнике артиста и подсознательной творческой природе. Все великие американские актеры работают по этой системе. А некоторые, к сожалению, ждут вдохновения, проявления извне. Но в 99% случаях оно нас не посещает.

Что есть наивысшее проявление чувств? Любовь. «Любить – это желание касаться». Это невероятное открытие в лингвистическом сознании! Я помню, в 23 года в пьесе «Матросская тишина» мне нужно было сыграть 70-летнего старика-еврея, который очень любил своего сына. Я долго искал в других эти чувства, даже ходил в синагогу… И вдруг понял, что ведь это же образ моего отца! Мне не надо было искать. Человек, которого я знаю всю жизнь, – мой отец, который меня любит.

 

«Потолок мастерства недосягаем»

 

– С какой другой деятельностью Вы можете сравнить актерскую профессию?

 

– Актеры, как и спортсмены, должны иметь способность к обучению и уметь правильно вести себя в экстренных ситуациях. Иногда для начинающих актеров специально создают ситуации, чтобы проверить их на прочность. И если он прошел, вытерпел и не отказался, то такой человек сможет многое, можно даже сказать, все!

Могу также смело сказать, что актеры, как и шахтеры, должны уметь доставать из недр тепло и давать его людям. А точнее – передавать!

 

– Мы знаем Вас как актера, а какой Вы в быту и личном общении?

 

– Не люблю грязь и безобразие в доме, какой бы это ни был дом. А вот отсутствие еды или горячей воды меня не введут в состояние шока. Те же, кто требуют определенных условий, просто нуждаются в повышенном внимании. Значит, им этого внимания не хватает. А есть такие актеры, которым его уделяют и без определенных условий.

Что касается общения, то вы знаете, что я одинаков со всеми. Здесь и сейчас у меня нет ничего такого, что бы хотелось скрыть.

 

– Когда Вы достигните «потолка» своего мастерства, что станете делать?

 

– Достичь его невозможно. Каждый человек должен соизмерять свои силы. Эта профессия настолько завязана на индивидуальности, что даже можно ранить себя. Ты должен знать все клапаны своей души, и ты должен «расшатать» себя. Может оказаться, что твой потолок уже был, а ты его пропустил. Потому потолок недосягаем.

 

 

Досье

 

Владимир Львович Машков,

заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2010).

Родился 27 ноября 1963 года в Туле.

Учился в Новосибирском театральном училище, потом – в Школе-студии МХАТ (курс О. Табакова).

Дебютировал в кино в 1989 году в фильме «Зеленый огонь козы». В качестве режиссера поставил свой первый фильм «Сирота казанская» в 1997 году.

Любимец женщин четыре раза был женат. СМИ приписывают ему многочисленные романы и не исключают, что в скором времени актер снова отправится под венец.

 

 

 
  • НАКО
  • DACHA
  • Barboss
  • Estet
  • Estel Adoni
  • Toyota
  • Studio AB
  • Sova
  • SibTop
  • Paskal
  • Modern Group
  • MirTek
  • Mimino
  • Megapolis
  • ITF
  • Zolotaja Linia
  • Zaboy
  • Evrazia
  • Geometria
  • Style Avenue
  • ResStar
  • Impress
  • FashionHolding
  • STS
  • Caterina Leman
  • Bogner
  • BKS
  • TexStyle
  • Шелли
  • ТайгаГифт
  • Новелла
  • Овум-Медико
  • Фамози
  • Модные обои
  • АртВуд
  • Веранда
  • Царские палаты
  • Opera
  • MrDoors
  • Lancel
  • M.Reason
  • ЦЭМ
  • Камелия
  • PierreCardin
  • Ривьера
  • Венеция
  • Ричард
  • Сбербанк