http://bellissimo-golos.ru/go

Интервью с главредом

Человек искусства Зураб Церетели

Человек искусства Зураб Церетели

Сколько тайн и загадок хранит душа художника! Прикоснуться к ним – значит, лучше понять его искусство, постигнуть те мотивы, которые движут творцом в момент создания нового произведения…

 

Персональная выставка знаменитого скульптора и художника-монументалиста Зураба Церетели, прошедшая в Кемеровском областном музее изобразительных искусств, вызвала неподдельный интерес кемеровчан и гостей города. Главный редактор журнала «Bellissimo» Ольга Прокудина встретилась с мэтром, чтобы расспросить его о самых важных темах – творчестве, семье и личном самоопределении.

 

Взрослым есть, чему поучиться у детей!

 

– Какую тему в своем творчестве Вы считаете главной? Над чем работаете сейчас?

 

– Марк Шагал говорил, что для него Библия, ее отражение в жизни, в искусстве было главной темой. Для меня природа, человек, Бог – это темы, над которыми, можно сказать, я работаю, стараюсь по-своему раскрыть. После того, как я закончил Тбилисскую академию художеств, поступил на работу в Институт археологии и этнографии Академии наук Грузинской ССР. Я ходил в экспедиции, делал обмеры, зарисовки. Мне открылась уникальность христианской культуры, то, что было запрещено, закрыто. И я с тех пор стал делать рисунки, потом целая серия получилась, дальше – в бронзе. Сейчас зал «Познание добра и зла» в Галерее искусств на Пречистенке как раз и демонстрирует мою главную тему – рождение мира, рождение человека… Это есть в каждой работе любого художника, будь то пейзаж, натюрморт, портрет, историческая работа… Везде человек, его страсти, переживания – в общем, жизнь: и царей, и крестьян – всех эта тема объединяет…

 

– Когда Вы творите, полностью ли погружаетесь в работу или замечаете все происходящее вокруг? А если это происходит на людях, например, во время мастер-класса?

 

– Надо изучить мозги художника, знаете ли. Когда у тебя есть потребность рисовать, никто и ничто не мешает, наоборот, я вот и во время совещаний рисую. Некоторые думают, что отвлекаюсь, что мне все надо повторять, но я даже лучше воспринимаю услышанное. И на мастер-классе то же самое: как начинаешь работать, так уже никто не мешает. Наоборот, интересно, когда подходят, задают вопросы тебе. «Почему так?» А ты ведь сделал один мазок, другой, вроде не задумываешься, само идет. Или ты ходишь, смотришь… Вот дети, например, – у них есть такие интереснейшие моменты в работах. Я на мастер-классе говорю: «Давайте фантазировать!». И каждый пишет, что хочет. Уникальнейшие работы! Я лично сам много от детей получаю на мастер-классах. Их энергия, свобода, импровизация – мы, взрослые, уже скованы жизнью, а они чистые, у них все это как песня льется.

 

– Кого из художников считаете своим учителем, а, возможно, и кумиром?

 

– У меня были блестящие педагоги в Тбилисской академии художеств: Шарлемань, Шухаева, Джапаридзе – каждый из них показал, как надо овладеть школой и развивать индивидуальность. Это сочетать очень сложно. А потом всю жизнь учишься фактически… Среди кумиров могу назвать и Пикассо, и Шагала, и Модильяни, и Гауди… Огромное счастье, что Пабло Пикассо я смог увидеть, побывать в его мастерской. И Марка Шагала тоже видел – это уникальнейшие впечатления, они меня заставили пойти по другому пути в творчестве: мыслить свободно, пробовать разные виды искусства, от монументального до декоративного.

 

– А кто из писателей близок Вам по духу?

 

– Для меня особым вдохновением всегда было творчество моих друзей-поэтов. Мне очень повезло, что моими друзьями были Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина... А монумент «Дружба навеки» на Тишинской площади, который открыли 1982 году, – это наш совместный проект с Андреем Вознесенским, он выступил как архитектор. Вся композиция – это фактически буквы русского и грузинского алфавита, а внизу – свитки, на которых изображена поэзия Грузии и России. Тогда Пастернак был под запретом, и мы с Андреем очень переживали, что нам не дадут его стихи вставить в композицию. Но все обошлось, начальство не обратило на это внимания.

Очень ценю наши замечательные отношения с Евгением Евтушенко, в его музее в Переделкино есть мои работы, посвященные поэтам ХХ века. А его отзывы о моих работах я считаю самой важной рецензией. Поэзия Андрюши Дементьева, моего близкого и дорогого друга, меня тоже очень вдохновляет! Это великий поэт и большой души человек, кристальный, порядочный! Недавно в «Останкино» его творческий вечер провели – просто блестяще! Для нескольких моих произведений он специально создал стихи – они в композицию скульптуры введены как особая часть. Слово и образ – одно целое. И я рад, что к его сборнику стихов иллюстрации создал, большая графическая серия получилась, замечательный опыт для меня. Думаю, мы продолжим еще что-то новое вместе создавать. У нас есть много планов.

 

Искусство не терпит провокаций!

 

– Считаете ли, что у Вас в жизни есть какая-то миссия? Какая?

 

– Я думаю, у каждого человека есть миссия пройти жизнь достойно. Моя бабушка, когда были страшные годы, конец тридцатых, когда дедушку расстреляли, тайком уводила меня гулять в лес и рассказывала мне то, что думала. Там никто не мог услышать. Я был маленький, ничего не понимал, только спустя годы осознал всю трагедию. Тогда она повесила мне на шею крест, который я уже никогда не снимал. Надо любить Бога и ближнего – это тот принцип, который она мне передала как закон жизни. И я стремлюсь выполнять его. Поэтому я каждое утро встаю, радуюсь солнцу, природе, людям, которых люблю. Стараюсь забыть обиды, для человека, который живет искусством, быть обиженным просто вредно. И еще: если тебе дано что-то – некое умение, талант, если у тебя что-то хорошо получается, то надо много трудиться, обязательно реализовывать тот потенциал, который в тебе есть. Иначе обязательно будешь чувствовать, что не сделал нечто важное… Это и есть миссия, наверное.

 

– Какое свое произведение считаете самым любимым (или самым «трудным») и почему?

 

– Для меня они все как дети – каждое по-своему любимое. И потом, на каждом этапе думаешь, что ничего важнее нет, а за ним оказывается еще более интересная тема. И снова начинаешь все сначала! У меня была мечта создать скульптурную серию «История России», и я сейчас уже вижу, что, наконец, близок результат. Но еще много надо работать.

 

– Как Вам удается столь точно передать внутренний мир человека в его изображении? Как Вы учились видеть людей насквозь?

 

– А вот это как раз вопрос об учителях. Например, Шухаев на занятиях, когда мы писали с натуры, ставил нас к модели спиной. И надо было оглядываться и по памяти переносить на холст изображение, а не срисовывать. Это дает возможность передать первое впечатление. Это как бы образ целиком, что-то самое важное, что ты должен схватить. Это как вспышка. Тогда человек, которого пишешь, всегда получается «живой», ты его характер передаешь, его внутреннее состояние, искру. Я иногда сразу говорю, что не похоже, но характер показываю, хочу утрировать, но создать образ. Бывает, ничего не прибавляешь, просто повторяешь за природой: линии, свет, цвет – и вот уже интересно получается.

 

– Известна фраза Сальвадора Дали: «В последнее время меня не ругают, видно, забыли». Как Вы относитесь к критике Вашего творчества в прессе и в обществе?

 

– Это для меня реклама. Я заметил: когда что-нибудь плохое напишут в прессе, людей потом приходит еще больше, видно, хотят убедиться, самостоятельно сформировать собственное мнение. Но у меня с детства есть принцип, которому меня научила моя бабушка. Она говорила: «Дадут пощечину, отдай вторую щеку!». В жизни бывает не только хорошее – то, что тебе нравится, радует, но и плохое, особенно когда несправедливость есть. Но жизнь, я думаю, сама все расставляет по местам. Кстати, Дали для меня был тоже хорошим примером. Я познакомился с ним, когда работал в ООН, мы даже как-то вместе сидели, пили кофе. И тогда он, увидев людей с фотоаппаратами, сразу начал играть на публику, а потом на следующий день это все уже в газетах было. То есть ему важно, чтобы имя все время было на слуху, главное – чтобы не забыли. А если серьезно, я знаю, что я делаю и почему, да и отзывы очень разные, поэтому художник должен верить в себя. Если не веришь в то, что делаешь, если не готов отстаивать свою позицию, то зачем все это делать?! Когда что-то создаешь, обязательно будет критика. Не делай ничего, тогда и ругать не будут.

 

– А как тогда Вы относитесь к провокации в творчестве? Это ведь тоже своего рода реклама. И некоторые Ваши работы становятся центром больших скандалов…

 

– Ни в одной из моих работ Вы не найдете провокации, я к этому не стремлюсь, мне это не интересно. Часто не само произведение искусства провоцирует скандал, а люди, которые хотят на этом «погреть руки», сделать себе имя. Это целая технология, и есть там свои таланты… Но мне важны в искусстве другие вещи, и мне радостно, что у меня есть зрители, которым интересно мое творчество, они приходят посмотреть мои работы на выставках. Вот как в Кемерове, в Ульяновске и во многих других городах России – здесь людям интересны мои работы, они идут посмотреть, чтобы иметь на этот счет собственную точку зрения. Искусство должно дарить светлые чувства.

 

Творчество жизненно необходимо!

 

– Говорят, Вы в любое время суток активны и бодры. В чем секрет?

 

– Какой секрет, я обычный человек! Просто я люблю свое дело и готов посвящать этому столько времени, сколько нужно. Если есть время, могу проработать до самой ночи, если утром рано встал, тоже могу пойти работать, чтобы время не потерять. Потребность есть работать, вот и все. А утром надо вставать рано, принимать контрастный душ, штангу поднять – и вперед!

 

– Часто ли Вы предаетесь воспоминаниям о разных событиях Вашей большой, интересной жизни? О чем любите вспоминать?

 

– Вообще я не люблю оглядываться назад, но многие воспоминания мне очень дороги – это мои родители, супруга, мои друзья, многих из которых, увы, уже нет. Портреты некоторых я создал в бронзе, в цикле «Мои современники». А кто-то просто живет в моем сердце. Я часто вспоминаю детство и те впечатления. Удивительно, но эти краски такие яркие! Если бы всем детям давали кисти и краски, мы бы уже собрали уникальный фонд. Какие бы там были образы, фантазии! Когда ты взрослеешь, теряешь особое чувство свободы. Вообще, меня так воспитали – уважать прошлое, но смотреть вперед, ценить и любить тех, кто сейчас рядом. Давать им внимание сегодня и сегодня же поступать так, чтобы потом не думать о том, что я мог и не сделал.

 

– Расскажите о Ваших детях, внуках и правнуках. Кто-то из них пошел по стопам дедушки? Быть может, кто-то только мечтает стать художником? Развиваете ли Вы в них художественный талант?

 

– Я думаю, они все очень талантливые, не могу кого-то обидеть, не выделив. Моя дочь Лика – искусствовед, а еще в искусстве заняты два внука – Василий и Зураб-младший. Василий делает большую работу, он исполнительный директор Московского музея современного искусства. Я, правда, очень требователен к ним, боюсь быть необъективным. Но мне приятно, когда другие их хвалят! Внучка Виктория пока не определилась, но у нее еще время есть. Рисует хорошо. Навязывать ничего нельзя, пусть сама выбирает.

У меня уже пять правнуков! Так что посмотрим, что из них получится, – важно, чтобы была потребность жить искусством. А я каждую неделю провожу в Галерее искусств на Пречистенке мастер-класс для детей. Туда все могут прийти, не важно, будешь ты потом рисовать, станешь ли художником или нет. Я думаю, творчество помогает хорошо мыслить, дает возможность отдохнуть и одновременно сконцентрировать энергию. Это развивает умение подходить к заданию творчески, использовать фантазию. А мыслить творчески, через искусство, каждому важно, это просто необходимо!

 

Досье

Зураб Церетели, художник и скульптор, Президент Российской академии художеств.

 

Родился: 4 января 1934 года в Тбилиси.

Образование: Тбилисская академия художеств, живописный факультет.

Стиль: абстракционизм, соцреализм.

Известные работы: памятник Петру Великому, памятник Иоанну Павлу II, монумент «Дружба навеки» и др.

Семья: дочь Лика, внуки Виктория, Василий и Зураб, пять правнуков.

 
  • Barboss
  • Estet
  • Estel Adoni
  • Toyota
  • Studio AB
  • Sova
  • SibTop
  • Paskal
  • Modern Group
  • MirTek
  • Mimino
  • Megapolis
  • ITF
  • Zolotaja Linia
  • Zaboy
  • Evrazia
  • Geometria
  • Style Avenue
  • ResStar
  • Impress
  • FashionHolding
  • STS
  • Caterina Leman
  • Bogner
  • BKS
  • TexStyle
  • Шелли
  • ТайгаГифт
  • Новелла
  • Овум-Медико
  • Фамози
  • Модные обои
  • АртВуд
  • Веранда
  • Царские палаты
  • Opera
  • MrDoors
  • Lancel
  • M.Reason
  • ЦЭМ
  • Камелия
  • PierreCardin
  • Ривьера
  • Венеция
  • Ричард
  • Сбербанк